Об авторе
Curriculum vitae
Участие в симпозиумах
Список работ в музеях
Список работ
в частных коллекциях
Монументальные работы
Публикации, телевидение, радио
Автобиография в духе
Художник и искусство
Творческий компендиум
Дополнение 2001 г.
Дополнение 2005 г
О памятнике
Ф.М.Достоевскому
О памятнике
медицинской сестре
 
Ступени. 1978 Бронза, высота 137 см
 
Семья. 1977. Бронза, гранит, высота 70 см. ГТГ
Творческий компендиум

Погружение в чувственное богатство пластики тела и его форм – откровение первых шагов в искусстве. Обращение к современному искусству – поиск архетипических формул жизни («Предложение». 1964 г., «Гранатовый браслет». 1965 г., «Душа и тело». 1974 г., «Орган». 1974 г., «Художник» (автопортрет). 1976 г., «Семья». 1977 г., «Рождение». 1978 г.).

Уяснение особенностей своей интуиции ритма и пространства в серии композиций на темы труда 1967 - 1987 гг. Открытие принципа последовательного перемещения фрагментов фигуры в едином пространстве скульптурной композиции («Сварщики». 1973г., «Кузнец». 1975г., «Движение». 1977).

Откровение композиции в древнерусском искусстве. Попытка раскрытия ее принципов в трехмерном пространстве обнаружила опасность исчезновения ее сакрального смысла. Первое осознание необходимости канона - выявления сути. (Что означает наше стремление к сути? - к Богу? - к совершенству и вечной жизни? Просто рычаг естественного отбора? Все вместе). Переживание духовности на уровне ритмически и музыкально очищенного космоса композиции.

Символ эстетически ценного пространства - спираль в импульсивном ритме (зигзаг) расходящаяся кратером вверх. Устремленность вверх - как ценность. Но это не абсолютная ценность вертикали и горизонтали Креста. Пластика тела скульптуры, устремленного вверх, в наклонном, подчеркивающем преодоление, движении, ввинчивается в растущее и расширяющееся пространство мнимого кратера-космоса. Символ тяги временного и преходящего к вечному и совершенному. Детали подчинены движению основной пластической массы в восходящей кривизне пространства - главной эстетической ценности композиции.

О каком состоянии души по преимуществу свидетельствует этот образ? – Души, не укорененной в Духе, мятущейся (ДВИЖЕНИЕ), склонной к насилию над собой и другими (ПРЕОДОЛЕНИЕ), испытывающей тоску по возвышенному (В ВОСХОДЯЩЕЙ), в постоянном нервном напряжении (КРИВИЗНЕ ПРОСТРАНСТВА), но по своему цельной и гармоничной (ОСНОВНОЙ ПЛАСТИЧЕСКОЙ МАССЫ - ТЕЛА СКУЛЬПТУРЫ) («Иоанн Креститель». 1977 г., «Ступени». 1978 г., «Собор» .1978 г., «Концерт С. Рихтера». 1979г., «Ферапонтово». 1979 г., «Раскрытие». 1979 г., «Вознесение». 1980 г., «Вечный путь». 1980 г., «Памяти А. Рублева». 1982 г., «Преображение». 1983 г., «Космос». 1985 г., «Мечта». 1986 г., «Бегущая по волнам». 1994 г.).

Постепенно усиливается ощущение необходимости присутствия в композиции центра в виде личностного начала, из которого эманирует пространство-кратер. Центр может быть расположен в любой точке этого пространства, но всегда его творит и в нем доминирует. Ведь личностное начало больше всего и нуждается в этической и эстетическое гармонии и есть ее непременное условие («Память». 1988 г., «РIЕТА». 1990 г., «Вечный путь». 1995 г., мемориальные доски художнику В.А.Фаворскому и поэту-мыслителю Д.Л. Андрееву, проект памятника Ф.М. Достоевскому. 1997г.). В связи с этим пробуждение специального интереса к портрету, которым я занимался и раньше - как олицетворением национальной идеи (Портрет Б.Тунегова. 1962 г., Портрет брата. 1963 г., Портрет М.Воскресенского. 1967 г., «Никон Михайлович». 1975 г., Портрет матери. 1978 г., Портрет А.В.Ведерникова.1984 г., Портрет Д.Е.Галковского. 1985 г., «А.С.Пушкин». 1986 г., «Люба». 1987г., Портрет С.Ф.Харитонова. 1987г., «Д.И. Менделеев». 1988 г., Портрет В.Кикина . 1988 г., Портрет В.В. Розанова. 1990 г., «Поэт С.А.Клычков». 1993 г.). В портрете преобладает онтологическая фронтальность. Только портрет В.В.Розанова «не канонический» - развернут в три четверти. (Но и «Спас» А.Рублева –тоже).

Все более внятным становится высокое содержание иконы - образа. Духовная дистанция между ликом и реалистическим портретом - это дистанция между образом жизни монаха-иконописца и светского художника. Осознание этой дистанции дало понимание границ собственного творчества. Помогло спокойно сосредоточиться на доступных уровнях личности в искусстве - реалистическом портрете, натурном этюде, рисунке. Это совпало с возвращением статуса ценности фактам обычной жизни. Однако без отказа от прежних обретений и в надежде на синтез. (Серия натурных этюдов, рисунков, портретов 1985 - 1995 гг. и далее).

Проект памятника В.С. Соловьеву предполагает символизацию духовного зрения, наполняющего личность философа и связанную с ним и его творчеством общественную мысль. Божественный свет, отраженный в учении В.С.Соловьева, и наложивший определенную печать на его облик, символизируется в портретном изображении, которое является как бы частью креста, и находится в композиционной связи с разомкнутым вовне архитектурным пространством памятника. Пластичность (=«преходящность») ограничена онтологической вертикалью креста.

Так как же все-таки с местом? (Риторика - инструмент самопознания). А вообще-то, искусство надо смотреть.

Валерий Евдокимов, 1995 г, Москва.
Журнал «Волшебная гора». №3 1995г.