Об авторе
Curriculum vitae
Участие в симпозиумах
Список работ в музеях
Список работ
в частных коллекциях
Монументальные работы
Публикации, телевидение, радио
Автобиография в духе
Художник и искусство
Творческий компендиум
Дополнение 2001 г.
Дополнение 2005 г
О памятнике
Ф.М.Достоевскому
О памятнике
медицинской сестре
 
О памятнике медицинской сестре
«Подвиг Милосердие». 2005. Бронза, грание, в. 550 см.
Химки, Московская область
 

8 мая 2005 года состоялось открытие центрального монумента Мемориала Ратной Славы города Химки Московской области «ПОДВИГ. МИЛОСЕРДИЕ. 1941-1945». Автор скульптурной композиции - Евдокимов В.А. Архитектор - Михайлов В.Н., художник - Мустафин А.С.

Двухфигурная композиция монумента, выполнена в литье из бронзы и установлена на постаменте из красного гранита. Высота памятника 5,5 метров.

В основу композиционной схемы монумента положен классический евангельский сюжет пиеты - оплакивания. Героическое самопожертвование и реквием - два главных, следующих друг за другом события военного времени. Два перехода - соприкосновения с трансцендентностью бытия. Прилив мужества и горе утраты - не поддающиеся рациональному осознанию переживания, определяющие ценность жизни и ее ценности.

Тема художественного произведения не может быть выражена адекватно если в творческом процессе не участвуют те же чувства, которые должны быть выражены этой темой. И если тема - война, то происходит неизбежное понижение трагедии до драмы, реально доступной художественному творчеству. Художник переживает реальность в своем воображении и вынужден создавать гармоничный космос произведения, парадоксально наделяющий зрителя способностью соприкоснуться с хаосом минувшей трагедии. Язык искусства должен противостоять опрощению и прокату фактов действительности, так как именно он, этот факт, принятый за искусство, фатально заслоняет истинный смысл события и уводит восприятие в сторону.

В моей работе над памятником таким фактом действительности обернулось бы буквальное следование документальным фотоматериалам.

В то же время реальная трагедия войны должна была органично принять творческую интерпретацию события - пространственную ирреальность композиции, которая возникла при соединении принципов круглой скульптуры и рельефа в едином пластическом движении формы. Парадоксальная энергия обессиленного тела солдата, разрушает сугубо фронтальное восприятие скульптуры и находит сдержанный ритмический ответ в фигуре женщины-воина.
Полная сомнений и драматизма борьба за пластические достоинства работы на самом деле оказалась борьбой за беспощадную доступность ее истинного содержания.

Валерий Евдокимов
15 мая 2005