Об авторе
Curriculum vitae
Персональные выставки
Произведения в коллекциях
музеев и галерей
Частные собрания
Монументальные
произведения
Участие в симпозиумах
Публикации, пресса,
телевидение, радио
Автобиография в духе
Художник и искусство
Творческий компендиум
Дополнение 2001
Дополнение 2005
Искренность утопична
О памятнике
Ф.М. Достоевскому
О памятнике
медицинской сестре
 
О памятнике медицинской сестре
 
«Подвиг. Милосердие. 1941–1945». 2005. Бронза, гранит; высота 5,5 м.
Химки, Московская область
 

8 мая 2005 года состоялось открытие центрального монумента Мемориала Ратной Славы города Химки Московской области «Подвиг. Милосердие. 1941–1945». Автор скульптурной композиции В.А. Евдокимов, архитектор В.Н. Михайлов, художник А.С. Мустафин.

Двухфигурная композиция монумента выполнена в литье из бронзы и установлена на постаменте из красного гранита. Высота памятника 5,5 метра.

В основу композиционной схемы монумента положен классический евангельский сюжет пиеты — оплакивания. Героическое самопожертвование и реквием — два главных, следующих друг за другом события военного времени. Два перехода-соприкосновения с трансцендентностью бытия. Прилив мужества и горе утраты — не поддающиеся рациональному осознанию переживания, определяющие ценность жизни и ее ценности.

Тема художественного произведения не может быть выражена адекватно, если в творческом процессе не участвуют те же чувства, которые должны быть выражены этой темой. И если тема — война, то происходит неизбежное понижение трагедии до драмы, реально доступной художественному творчеству. Художник переживает реальность в своем воображении и вынужден создавать гармоничный космос произведения, парадоксально наделяющий зрителя способностью соприкоснуться с хаосом минувшей трагедии. Язык искусства должен противостоять опрощению и прокату фактов действительности, так как именно он, этот факт, принятый за искусство, фатально заслоняет истинный смысл события и уводит восприятие в сторону.

В моей работе над памятником таким фактом действительности обернулось бы буквальное следование документальным фотоматериалам.

В то же время реальная трагедия войны должна была органично принять творческую интерпретацию события — пространственную ирреальность композиции, которая возникла при соединении принципов круглой скульптуры и рельефа в едином пластическом движении формы. Парадоксальная энергия обессиленного тела солдата разрушает сугубо фронтальное восприятие скульптуры и находит сдержанный ритмический ответ в фигуре женщины-воина.

Полная сомнений и драматизма борьба за пластические достоинства работы на самом деле оказалась борьбой за беспощадную доступность ее истинного содержания.

Валерий Евдокимов
15 мая, 2005