В музее Кремля Новгорода Великого в образах иконы святых Кирилла, Афанасия и Леонтия XV в. подлинная святость, особенно у Афанасия.
Состояние святости лика, духовности взора в некоторых иконах и росписях достигается при помощи экспрессии художественной формы, свободного обращения с каноном, вплоть до появления индивидуальных стилевых особенностей письма.
4 апреля, 2008
Просветление предметов и явлений природой в ландшафте: тень уродливого строения выглядит ритмичной, легкой и музыкальной, ложась на траву и взаимодействуя с силуэтом отдаленного леса.
31 января, 2002
О сходстве изображений святых на иконах и состояния природы в тихие солнечные осенние дни.
Сходство состояния святости образа и осенней ясности природы — в просветлении и прозрачной легкости, овеянных ощущением предстоящего ухода.
Психологическая интенция превращает состояние природы в духовную ценность.
Но у природы бывают и другие состояния: неутомимый рев прибоя набрасывающихся на прибрежные камни волн напоминает ярость живых существ.
август, 2004
Подлинные откровения о вечности мы получаем по мере нашего приобщения к ней через природу и отношения с близкими.
5 августа, 2004
Каждый наш взгляд на природу есть глоток вечности.
9 октября, 2009
Человек никогда не узнает, на что он способен, если в его жизни исключены экстремальные ситуации. Однако существует отношение к жизни как экстремальной ситуации в целом. При этом творческий акт возникает как результат жертвенности в экстремальной ситуации.
11 августа, 2001
«…А искусство и есть нечто уже нечеловеческое».
24 июня, 2005
Для своего произведения художник извлекает гармонию из других сфер своей жизни. Это цена искусства.
8 августа, 2016
* * *
«…Стремиться придать эмоциональной стороне своей жизни легитимную форму по отношению к вере, к Богу».
А.Н. Былинский
1929–1995; 1980-е
* * *
Истинная творческая задача художника всегда связана с его личной экзистенциальной проблемой.
Обращение к евангельским сюжетам есть только известная ступень развития художника. Нужно научиться видеть их смысл в обычной жизни.
Человек может легко себе представить нечто более страшное и безобразное, чем человеческое лицо. Но он не может себе представить ничего более прекрасного.
19 мая, 2009
В картине И.И. Левитана клочок сена на крестьянском дворе в центре картины превращен в сияние и центр композиции. Такое преображение предмета и есть его истина, откровение о нем, утрачиваемые при натуралистическом изображении.
Размышлять о Боге, свободе воли и бессмертии, т.е. быть философом, побуждает человека наше эго! Люди, меньше думающие об этих предметах, не просто менее интеллектуальны, зачастую они более нравственны. Хотя древние греки не отказывали в нравственности только мудрецам.
30 июля, 2010
На свою жизнь, искусство и поступки надо смотреть как бы из будущего…
6 января, 2005
«Даже по отношению к самому себе надо перестать быть своим современником».
М. Хайдеггер
Все так быстро становится «милым прошлым».
24 августа, 2012
Устремленность к возвышенным «вечным» темам также подвержена угасанию, как и прочие наши способности.
6–7 марта, 2000
Таллин
Человек становится ближе, когда я вижу его незащищенность.
1980-е
Переживание незащищенности близкого человека как своей конечности.
6 августа, 2004
Умершие близкие и друзья живы явным образом для меня только в моем сознании и эволюционируют вместе с ним и могут вместе с ним угаснуть, не имея другой реальности.
24 мая, 2009
Извлечение из «Книги памяти безвинно замученных и расстрелянных в 1930–1952 гг.»
№2534 Евдокимов Андрей Георгиевич, 1901 г.р., агроном.
Приговор приведен в исполнение 8 марта 1942 г. Взгляд отца на последней фотографии: мучительное желание понять, что происходит, уже произошло…
«Прозрение»
Конкурсный проект на создание памятника жертвам репрессий для Москвы.
Аннотация.
Трагические события, связанные с репрессиями, поражают не только размерами потерь, но и их качеством. Ведь в первую очередь из общества изымалась наиболее смелая, наиболее честная, способная на жертву, энергичная и сознательная часть населения.
Заплатив такую высокую цену за исторический опыт, необходимо сегодня иметь целью восстановление высоких духовных и созидательных качеств национального характера этих жертв в возможно более широких слоях населения как национальную идею.
30 июля, 2015
Мой вопрос митрополиту Антонию Сурожскому
Однажды, где-то в 1980-годы, я был приглашен на проповедь-беседу с митрополитом Антонием Сурожским на квартире моих знакомых Екатерины и Евгения Утенковых. Такие беседы иногда устраивались во время его приездов в Москву.
На частной квартире собиралось человек десять-двенадцать заинтересованных в общении с митрополитом. Начиналась встреча с беседы-проповеди митрополита Антония на определенную им самим тему длительностью примерно один час. Затем митрополит Антоний отвечал на вопросы присутствующих по теме беседы. Некоторыми все записывалось на диктофон и затем включалось в издания книг митрополита.
После этого общения каждый из присутствующих имел возможность побеседовать с митрополитом Антонием в отдельной комнате лично на волнующую тему.
Очевидно, мой разговор с митрополитом Антонием начался с коротких сведений о себе. И сразу меня поразила манера беседы митрополита. Он разговаривал с собеседником так, как будто тот был главным и более сведущим в предмете беседы. Однако это не помешало митрополиту не оставить мой вопрос без ответа.
А вопрос заключался в следующем. Для того чтобы достигнуть вершин своего искусства, художник должен культивировать в себе остроту восприятия чувственных форм мира, понимая при этом, что глубина содержания произведения будет зависеть от развития его духовной личности.
Как я сейчас думаю (спустя примерно 30 лет), противоречие между остротой восприятия чувственных форм и достижением духовной зрелости художником имеет место по преимуществу для светского искусства. Ведь изображение духовной глубины лика святого в иконе невозможно без посильного уподобления образа жизни иконописца этому святому. Во всяком случае и по крайней мере во время подготовки и написания образа.
Митрополит Антоний сейчас же понял неполноту моего вопроса и дал ответ, соответствующий моему уровню понимания проблемы на тот момент. Он сказал (передаю с осторожностью своими словами то, что я запомнил): «Бог — творец, художник и создал нас по Своему образу и подобию, поэтому мы должны следовать Ему в нашем стремлении к творчеству. Не губите творчество непосильным старанием обрести святость».
Недавно я рассказал этот эпизод из моей жизни одному знакомому. Он предложил изменить вопрос и поразмышлять о соотношении творчества и смирения.
Я полагаю, что при всей сложности темы ответ должен быть тот же:
«Не губите творчество чрезмерным смирением».
Варианты возможного ответа митрополита Антония:
«Человек — творческая личность. Таков был замысел при его создании».
«Истинная святость не требует жертвы творчеством».
«Истинный путь к святости подразумевает, что само творчество на этом пути открывает возможность духовного роста».
* * *
Творческий процесс, по преимуществу, — процесс интимный.
* * *
Самое достойное времяпрепровождение сейчас — это спокойно на досуге подумать и опыт жизни реализовать в мысли, а не наоборот.
Записать, постепенно шлифуя форму и углубляя смысл, восходящий к откровению, — одно из высших проявлений творчества, т.к. «В начале было Слово».
Валерий Евдокимов
11–12 августа, 2015 |