Статьи
Аннотация к персональной
выставке 1981 г.
О завершении и незавершенности
Краткая аннотация к
персональной выставке 1992 г.
Два пространства
Этика прекрасного
Конкурсный проект для
участия в работе Международных
мастерских Реколле в 2005 г.
  1. Авангард сегодня
  2. Гуманизированное
пространство
Способность просветлять
Движение диагонали
Творческое кредо
О неполноте творческого акта,
жертве и самосознании
в инобытии
Об искусстве и жизни
Кодекс пластики и пространства скульптурной композиции
Эволюция русской идеи
в изобразительном
искусстве XII–XIX веков
Русская идея в настоящем
и будущем
Статьи других авторов
Этика пластической формы
в скульптуре В.А. Евдокимова
Скульптура как иконический
опыт: к проблематике
художественного образа
Скульптура Валерия Евдокимова
Искусственная игра
Михаил Селезнев о Валерии Евдокимове
Олег Комов о Валерии Евдокимове
Петр Баранов о Валерии Евдокимове
Портрет — слияния форм
Фрагменты статьи Ольги Костиной
Фрагменты статьи
Сюзанны Серовой
Комментарий к эскизу памятника русскому философу В.С. Соловьеву
В поисках самого себя
С думой о времени
Духовное беспокойство
Mystery of Art. Сергей Орлов
Мастер. Валерий Малолетков
Академия художеств представляет…
Mystery of Art. Любовь Евдокимова
 

Троеручица. Лиза. 1993. Бумага, сепия. 58x40 см

 

Андрей Георгиевич Евдокимов, 1901 г.р.
Фотография отца после ареста. 1942 г

 

Орган. Барельеф. 1967. Гипс. 120х65 см.
Школа искусств, Переславль-Залесский.

Об искусстве и жизни
 

В музее Кремля Новгорода Великого в образах иконы святых Кирилла, Афанасия и Леонтия XV в. подлинная святость, особенно у Афанасия.

Состояние святости лика, духовности взора в некоторых иконах и росписях достигается при помощи экспрессии художественной формы, свободного обращения с каноном, вплоть до появления индивидуальных стилевых особенностей письма.

4 апреля, 2008

 

Просветление предметов и явлений природой в ландшафте: тень уродливого строения выглядит ритмичной, легкой и музыкальной, ложась на траву и взаимодействуя с силуэтом отдаленного леса.

31 января, 2002

 

О сходстве изображений святых на иконах и состояния природы в тихие солнечные осенние дни.

Сходство состояния святости образа и осенней ясности природы — в просветлении и прозрачной легкости, овеянных ощущением предстоящего ухода.

Психологическая интенция превращает состояние природы в духовную ценность.

 

Но у природы бывают и другие состояния: неутомимый рев прибоя набрасывающихся на прибрежные камни волн напоминает ярость живых существ.

август, 2004

 

Подлинные откровения о вечности мы получаем по мере нашего приобщения к ней через природу и отношения с близкими.

5 августа, 2004

 

Каждый наш взгляд на природу есть глоток вечности.

9 октября, 2009

 

Человек никогда не узнает, на что он способен, если в его жизни исключены экстремальные ситуации. Однако существует отношение к жизни как экстремальной ситуации в целом. При этом творческий акт возникает как результат жертвенности в экстремальной ситуации.

11 августа, 2001

 

«…А искусство и есть нечто уже нечеловеческое».

24 июня, 2005

 

Для своего произведения художник извлекает гармонию из других сфер своей жизни. Это цена искусства.

8 августа, 2016

* * *

«…Стремиться придать эмоциональной стороне своей жизни легитимную форму по отношению к вере, к Богу».

А.Н. Былинский
1929–1995; 1980-е

* * *

Истинная творческая задача художника всегда связана с его личной экзистенциальной проблемой.

Обращение к евангельским сюжетам есть только известная ступень развития художника. Нужно научиться видеть их смысл в обычной жизни.

Человек может легко себе представить нечто более страшное и безобразное, чем человеческое лицо. Но он не может себе представить ничего более прекрасного.

19 мая, 2009

 

В картине И.И. Левитана клочок сена на крестьянском дворе в центре картины превращен в сияние и центр композиции. Такое преображение предмета и есть его истина, откровение о нем, утрачиваемые при натуралистическом изображении.

Размышлять о Боге, свободе воли и бессмертии, т.е. быть философом, побуждает человека наше эго! Люди, меньше думающие об этих предметах, не просто менее интеллектуальны, зачастую они более нравственны. Хотя древние греки не отказывали в нравственности только мудрецам.

30 июля, 2010

 

На свою жизнь, искусство и поступки надо смотреть как бы из будущего…

6 января, 2005

 

«Даже по отношению к самому себе надо перестать быть своим современником».

М. Хайдеггер

 

Все так быстро становится «милым прошлым».

24 августа, 2012

 

Устремленность к возвышенным «вечным» темам также подвержена угасанию, как и прочие наши способности.

6–7 марта, 2000
Таллин

 

Человек становится ближе, когда я вижу его незащищенность.

1980-е

 

Переживание незащищенности близкого человека как своей конечности.

6 августа, 2004

 

Умершие близкие и друзья живы явным образом для меня только в моем сознании и эволюционируют вместе с ним и могут вместе с ним угаснуть, не имея другой реальности.

24 мая, 2009

 

Извлечение из «Книги памяти безвинно замученных и расстрелянных в 1930–1952 гг.»

№2534 Евдокимов Андрей Георгиевич, 1901 г.р., агроном.

Приговор приведен в исполнение 8 марта 1942 г. Взгляд отца на последней фотографии: мучительное желание понять, что происходит, уже произошло…

 

«Прозрение»

Конкурсный проект на создание памятника жертвам репрессий для Москвы.

Аннотация.

Трагические события, связанные с репрессиями, поражают не только размерами потерь, но и их качеством. Ведь в первую очередь из общества изымалась наиболее смелая, наиболее честная, способная на жертву, энергичная и сознательная часть населения.

Заплатив такую высокую цену за исторический опыт, необходимо сегодня иметь целью восстановление высоких духовных и созидательных качеств национального характера этих жертв в возможно более широких слоях населения как национальную идею.

30 июля, 2015

 

Мой вопрос митрополиту Антонию Сурожскому

Однажды, где-то в 1980-годы, я был приглашен на проповедь-беседу с митрополитом Антонием Сурожским на квартире моих знакомых Екатерины и Евгения Утенковых. Такие беседы иногда устраивались во время его приездов в Москву.

На частной квартире собиралось человек десять-двенадцать заинтересованных в общении с митрополитом. Начиналась встреча с беседы-проповеди митрополита Антония на определенную им самим тему длительностью примерно один час. Затем митрополит Антоний отвечал на вопросы присутствующих по теме беседы. Некоторыми все записывалось на диктофон и затем включалось в издания книг митрополита.

После этого общения каждый из присутствующих имел возможность побеседовать с митрополитом Антонием в отдельной комнате лично на волнующую тему.

Очевидно, мой разговор с митрополитом Антонием начался с коротких сведений о себе. И сразу меня поразила манера беседы митрополита. Он разговаривал с собеседником так, как будто тот был главным и более сведущим в предмете беседы. Однако это не помешало митрополиту не оставить мой вопрос без ответа.

А вопрос заключался в следующем. Для того чтобы достигнуть вершин своего искусства, художник должен культивировать в себе остроту восприятия чувственных форм мира, понимая при этом, что глубина содержания произведения будет зависеть от развития его духовной личности.

Как я сейчас думаю (спустя примерно 30 лет), противоречие между остротой восприятия чувственных форм и достижением духовной зрелости художником имеет место по преимуществу для светского искусства. Ведь изображение духовной глубины лика святого в иконе невозможно без посильного уподобления образа жизни иконописца этому святому. Во всяком случае и по крайней мере во время подготовки и написания образа.

Митрополит Антоний сейчас же понял неполноту моего вопроса и дал ответ, соответствующий моему уровню понимания проблемы на тот момент. Он сказал (передаю с осторожностью своими словами то, что я запомнил): «Бог — творец, художник и создал нас по Своему образу и подобию, поэтому мы должны следовать Ему в нашем стремлении к творчеству. Не губите творчество непосильным старанием обрести святость».

Недавно я рассказал этот эпизод из моей жизни одному знакомому. Он предложил изменить вопрос и поразмышлять о соотношении творчества и смирения.

Я полагаю, что при всей сложности темы ответ должен быть тот же:
«Не губите творчество чрезмерным смирением».

 

Варианты возможного ответа митрополита Антония:

«Человек — творческая личность. Таков был замысел при его создании».

«Истинная святость не требует жертвы творчеством».

«Истинный путь к святости подразумевает, что само творчество на этом пути открывает возможность духовного роста».

* * *

Творческий процесс, по преимуществу, — процесс интимный.

* * *

Самое достойное времяпрепровождение сейчас — это спокойно на досуге подумать и опыт жизни реализовать в мысли, а не наоборот.

Записать, постепенно шлифуя форму и углубляя смысл, восходящий к откровению, — одно из высших проявлений творчества, т.к. «В начале было Слово».

Валерий Евдокимов
11–12 августа, 2015