Статьи
Аннотация к персональной
выставке 1981 г.
О завершении и незавершенности
Краткая аннотация к
персональной выставке 1992 г.
Два пространства
Этика прекрасного
Конкурсный проект для
участия в работе Международных
мастерских Реколле в 2005 г.
  1. Авангард сегодня
  2. Гуманизированное
пространство
Способность просветлять
Движение диагонали
Творческое кредо
О неполноте творческого акта,
жертве и самосознании
в инобытии
Об искусстве и жизни
Кодекс пластики и пространства скульптурной композиции
Эволюция русской идеи
в изобразительном
искусстве XII–XIX веков
Русская идея в настоящем
и будущем
Статьи других авторов
Этика пластической формы
в скульптуре В.А. Евдокимова
Скульптура как иконический
опыт: к проблематике
художественного образа
Скульптура Валерия Евдокимова
Искусственная игра
Михаил Селезнев о Валерии Евдокимове
Олег Комов о Валерии Евдокимове
Петр Баранов о Валерии Евдокимове
Портрет — слияния форм
Фрагменты статьи Ольги Костиной
Фрагменты статьи
Сюзанны Серовой
Комментарий к эскизу памятника русскому философу В.С. Соловьеву
В поисках самого себя
С думой о времени
Духовное беспокойство
Mystery of Art. Сергей Орлов
Мастер. Валерий Малолетков
Академия художеств представляет…
Mystery of Art. Любовь Евдокимова
 
Алексеевский крест. 1380. Камень.
София Новгородская. XII век. Новгород Великий
 
Джерри Маллиган и Чет Бейкер. 2015.
Бумага, фломастер. 30х21 см
 
INFINITY. 2001–2011. Гранит; высота 3,4 м.
Герлесборг, Швеция

Кодекс пластики и пространства
скульптурной композиции

 
Беседа. 1980. Бронза, гранит; высота 52 см
 

Спираль — архитектонический императив живой и неживой природы Космоса. Произведение искусства скульптуры как малый космос также следует в своем пространственном развитии этой универсальной, предельно обобщенной модели, или ее фрагменту.

Наиболее совершенным проявлением этого пластически-пространственного принципа является жизнь человека, его тела, мышления, эмоциональных и духовных переживаний.

 

О контрапосте фигуры и пластике

Пластика фигуры человека и ее частей подчинена движению форм тела по спирали.

Квинтэссенцией пластики человеческого тела можно считать контрапост — положение стоящей фигуры, вес которой перенесен на одну ногу, а другая немного согнута в колене и расслаблена, иногда отставлена в сторону наподобие небольшого шага так, что таз и плечи оказываются развернуты относительно друг друга в противоположные стороны по всем трем осям трехмерного пространства, образуя спиралевидное движение торса, дополненное соответствующим положением ног, рук, шеи и головы.

Все остальные пластические движения нашего тела и его положения так или иначе восходят к контрапосту — открытию искусства Древней Греции. В этом положении отразилось мирочувствие ее культуры, в которой ненапряженное, удобное для размышления состояние человека понято как главное в его жизни, впрочем, с известной готовностью к действию.

 

Из исследования контрапоста фигуры
в изображении святых и Распятия

Вариант контрапоста с подогнутыми коленями в Распятии Алексеевского креста (1380 г., камень) в Новгородской Софии XII в., на мой взгляд, наиболее впечатляющий. Иисус обессиленный и смиренный. Контраст движения и покоя форм, диагональный ритм пересекающихся векторов «стекающего» вниз торса Распятого и возносящихся вверх кистей распростертых, взывающих к Небу рук, в сочетании с поникшей головой, образуют полифоническую уравновешенность, которая подчеркивает самодостаточность Духа. Слегка подогнутые в коленях ноги в положении контрапоста фигуры обогащают содержание образа немощностью и смирением.

В.В. Розанов добавляет: «…высочайшие духовные просветления недостижимы без предварительной униженности».

Самое выразительное Распятие, что мне приходилось видеть. Я думаю, что в Распятиях такого типа запечатлен уникальный сплав древнерусского исповедания христианства и народного характера.

Распятие на деревянном кресте XV в. Саввы Вишерского приближается по состоянию фигуры к Распятию Алексеевского креста, но оно спокойнее.

Близки также Распятия пермской деревянной скульптуры. В некоторых из них контраст активности диагональных ритмов рук Распятия и состояния смирения образа достигает поистине космических масштабов, свидетельствуя о присутствии в Мироздании Нравственного Начала.

Следующая и последняя вершина древнерусского искусства в теме Распятия — Дионисий.

Осознанное включение контрапоста фигуры в Распятие на его иконах делает изображение пластическим ключом к архитектонике Универсума.

* * *

Движение форм человеческой фигуры в положении контрапоста соответствует движению линии в символе бесконечности ∞ или в знаке 8, которые графически повторяют спиралеобразное развитие форм фигуры в этом положении и сами, следуя спирали контрапоста, приобретают пространственные характеристики фигуры.

Символ бесконечности ∞ подразумевает включение в себя понятий прошлого, настоящего и будущего времени, которые объединяются вечностью и имеют в графике символа свои соответствия.

Имея графически-объемную аналогию с этим символом, пластика фигуры человека обретает временные характеристики вечности в значении непреходящности как обетования.

 

Пластика как эстетическая мера изобразительности
в искусстве

Пластичность человеческой фигуры — неустранимая метафизическая категория в произведении изобразительного искусства.

Свое зримое фундаментальное выражение пластичность получает в пространственном соотношении грудной клетки и таза фигуры человека в положении контрапоста.

Пока пластика или ее фрагменты присутствуют в произведении, его можно отнести к категории изобразительного искусства.

3 сентября, 2016

* * *

…На мой взгляд, по-настоящему ценна только пластическая форма…

А. Матисс

* * *

Изгибы формы — главная привлекательность для глаза — при передаче эмоционально-выразительных и духовно-возвышенных состояний человека превращаются в эстетическую ценность произведения искусства.

* * *

Пластическая интуиция о внутреннем характере личности в композиционном портрете есть путь к высшей форме изобразительного искусства, выше которой стоит только икона.

* * *

Наиболее выразительно пространство, которое есть некое отражение пластики человеческого тела. Конфигурация пространства может быть отражением других моделей, соответствуя им своим содержанием.

* * *

Архитектурные формы увенчиваются пластикой, подобно кроной — дерева.

* * *

Без пластики невозможно представление о соблазне как противоположном полюсе прекрасногоo

* * *

Обретение собственного (не вторичного) чувства пространства в пластике воспитывается при работе над этюдом с моделью в положении контрапоста фигуры.

* * *

Ставить постановки для рисунка нужно с максимальным количеством перспективных сокращений и уходов форм при сохранении основного пластического мотива.

23 февраля, 2010

* * *

Кончик карандаша должен ощущать глубину формы и следовать ее пространственному развитию. Переживание художником пластической драмы тела сообщает линии напряженность и художественную выразительность тайны изображения объема на плоскости.

16 июля, 2009

* * *

Скульптура стремится принять обтекаемую форму мандорлы (в иконе) или ее фрагмента, создающих ощущение цельности, смысл которой в переживании индивидуации — обособления.

* * *

Пересечения форм в искусстве предполагают одновременное существование и взаимное проникновение субъектов, принадлежащих разным «не видящим» друг друга «потусторонним» мирам, образующим единую многомерную Вселенную.

* * *

Пространственный гигантизм и ритмичность природных форм поражают, и рукотворным формам далеко до их бездуховного совершенства.

* * *

Но человек ощущает недостаточность природы и в художественной форме стремится обогатить ее материал драматизмом пластики своего тела и жертвенностью своего духовного образа.

14 мая, 2002. Швеция

* * *

Профессиональное творчество открывает
возможности духовного роста

Каждый человек ощущает свое несовершенство. В лучшие моменты жизни он стремится его преодолеть или, по крайней мере, подняться на более высокую ступень своего сознания созиданием пространства духовного в пространстве физическом пластических символов как в жизни, так и в искусстве.

В человеке меня всегда интересовало состояние преодоления себя, восхождения в момент художественного или духовного творчества, нравственного откровения…

Пластически в моих работах это состояние выражается по преимуществу движением антропоморфных форм диагонально вверх. Пружиной этого движения я вижу конструктивный принцип древнегреческого контрапоста фигуры, понятого как спираль («Ступени», 1987, бронза; «Вознесение», 1979, бронза, гранит; «MYSTERY», 1997–1998, гранит; «INFINITY», 2001–2011, гранит).

* * *

Духовные векторы в искусстве

Вертикаль — соотношение с Абсолютом.
Диагональ — порыв, несамодостаточность.
Горизонталь — смирение.
Спираль — цикличность.

* * *

Композиция и язык пластической идеи

Контрапост Распятия как состояние поникшего тела — вечный источник высшего типа пластики.

Пластика контрапоста — как принцип и пружина композиции всего произведения, развивающейся в пространстве спирали.

Пространством композиции может быть взаимодействие двух или нескольких спиралей (Открытие в «Башне» В. Татлина).

Спираль — универсальная, совершенная модель мироздания. Сердце — символ жизни — по современным представлениям состоит из одной мышцы в форме спирали. Отдельные участки этой мышцы, сокращаясь в спиралевидной последовательности, образуют сердечный цикл.

Последовательно сменяющиеся планы движения формы по спирали должны уводить взгляд зрителя за тело скульптуры в область мысленного представления ее скрытой части, создавая ощущение глубины пространства.

Органичность композиционного мышления в нашем творчестве соответствует характеру и степени естественности нашего поведения в жизни.

Духовные процессы также развиваются по принципу спиралевидного движения, поэтому в пластике оно может служить символом интеллектуальных и духовных свершений при сохранении сосредоточенности духовного делания во внутренней жизни.

В композиции, как и в жизни, события внутреннего мира человека иногда осуществляются одновременно и в одном и том же пространстве.

Иногда принципы композиции проявляются в произведении до их осознания. Т.е. осознание следует за интуицией. Если интуиция, опережая знание, проявляется первой, она определяется как откровение.

9 августа, 2010

* * *

Покой духовного созерцания — идеальное содержание произведения искусства.

* * *

Смысл творчества

Нельзя остановить мгновение, но его можно выразить в остановленном движении пластической формы.

Выразить как стремление к совершенству и тоску по его недостижимости, как фиксацию состояния в редкие высокие моменты жизни — экзистенцию «я» как творческий процесс созидания инобытия духовного опыта личности в Вечном Творении.

* * *

«INFINITY» — остановленное мгновение движения, которое длится вечно.

Валерий Евдокимов
2–30 августа, 2011