Спираль — архитектонический императив живой и неживой природы Космоса. Произведение искусства скульптуры как малый космос также следует в своем пространственном развитии этой универсальной, предельно обобщенной модели, или ее фрагменту.
Наиболее совершенным проявлением этого пластически-пространственного принципа является жизнь человека, его тела, мышления, эмоциональных и духовных переживаний.
О контрапосте фигуры и пластике
Пластика фигуры человека и ее частей подчинена движению форм тела по спирали.
Квинтэссенцией пластики человеческого тела можно считать контрапост — положение стоящей фигуры, вес которой перенесен на одну ногу, а другая немного согнута в колене и расслаблена, иногда отставлена в сторону наподобие небольшого шага так, что таз и плечи оказываются развернуты относительно друг друга в противоположные стороны по всем трем осям трехмерного пространства, образуя спиралевидное движение торса, дополненное соответствующим положением ног, рук, шеи и головы.
Все остальные пластические движения нашего тела и его положения так или иначе восходят к контрапосту — открытию искусства Древней Греции. В этом положении отразилось мирочувствие ее культуры, в которой ненапряженное, удобное для размышления состояние человека понято как главное в его жизни, впрочем, с известной готовностью к действию.
Из исследования контрапоста фигуры
в изображении святых и Распятия
Вариант контрапоста с подогнутыми коленями в Распятии Алексеевского креста (1380 г., камень) в Новгородской Софии XII в., на мой взгляд, наиболее впечатляющий. Иисус обессиленный и смиренный. Контраст движения и покоя форм, диагональный ритм пересекающихся векторов «стекающего» вниз торса Распятого и возносящихся вверх кистей распростертых, взывающих к Небу рук, в сочетании с поникшей головой, образуют полифоническую уравновешенность, которая подчеркивает самодостаточность Духа. Слегка подогнутые в коленях ноги в положении контрапоста фигуры обогащают содержание образа немощностью и смирением.
В.В. Розанов добавляет: «…высочайшие духовные просветления недостижимы без предварительной униженности».
Самое выразительное Распятие, что мне приходилось видеть. Я думаю, что в Распятиях такого типа запечатлен уникальный сплав древнерусского исповедания христианства и народного характера.
Распятие на деревянном кресте XV в. Саввы Вишерского приближается по состоянию фигуры к Распятию Алексеевского креста, но оно спокойнее.
Близки также Распятия пермской деревянной скульптуры. В некоторых из них контраст активности диагональных ритмов рук Распятия и состояния смирения образа достигает поистине космических масштабов, свидетельствуя о присутствии в Мироздании Нравственного Начала.
Следующая и последняя вершина древнерусского искусства в теме Распятия — Дионисий.
Осознанное включение контрапоста фигуры в Распятие на его иконах делает изображение пластическим ключом к архитектонике Универсума.
* * *
Движение форм человеческой фигуры в положении контрапоста соответствует движению линии в символе бесконечности ∞ или в знаке 8, которые графически повторяют спиралеобразное развитие форм фигуры в этом положении и сами, следуя спирали контрапоста, приобретают пространственные характеристики фигуры.
Символ бесконечности ∞ подразумевает включение в себя понятий прошлого, настоящего и будущего времени, которые объединяются вечностью и имеют в графике символа свои соответствия.
Имея графически-объемную аналогию с этим символом, пластика фигуры человека обретает временные характеристики вечности в значении непреходящности как обетования.
Пластика как эстетическая мера изобразительности
в искусстве
Пластичность человеческой фигуры — неустранимая метафизическая категория в произведении изобразительного искусства.
Свое зримое фундаментальное выражение пластичность получает в пространственном соотношении грудной клетки и таза фигуры человека в положении контрапоста.
Пока пластика или ее фрагменты присутствуют в произведении, его можно отнести к категории изобразительного искусства.
3 сентября, 2016
* * *
…На мой взгляд, по-настоящему ценна только пластическая форма…
А. Матисс
* * *
Изгибы формы — главная привлекательность для глаза — при передаче эмоционально-выразительных и духовно-возвышенных состояний человека превращаются в эстетическую ценность произведения искусства.
* * *
Пластическая интуиция о внутреннем характере личности в композиционном портрете есть путь к высшей форме изобразительного искусства, выше которой стоит только икона.
* * *
Наиболее выразительно пространство, которое есть некое отражение пластики человеческого тела. Конфигурация пространства может быть отражением других моделей, соответствуя им своим содержанием.
* * *
Архитектурные формы увенчиваются пластикой, подобно кроной — дерева.
* * *
Без пластики невозможно представление о соблазне как противоположном полюсе прекрасногоo
* * *
Обретение собственного (не вторичного) чувства пространства в пластике воспитывается при работе над этюдом с моделью в положении контрапоста фигуры.
* * *
Ставить постановки для рисунка нужно с максимальным количеством перспективных сокращений и уходов форм при сохранении основного пластического мотива.
23 февраля, 2010
* * *
Кончик карандаша должен ощущать глубину формы и следовать ее пространственному развитию. Переживание художником пластической драмы тела сообщает линии напряженность и художественную выразительность тайны изображения объема на плоскости.
16 июля, 2009
* * *
Скульптура стремится принять обтекаемую форму мандорлы (в иконе) или ее фрагмента, создающих ощущение цельности, смысл которой в переживании индивидуации — обособления.
* * *
Пересечения форм в искусстве предполагают одновременное существование и взаимное проникновение субъектов, принадлежащих разным «не видящим» друг друга «потусторонним» мирам, образующим единую многомерную Вселенную.
* * *
Пространственный гигантизм и ритмичность природных форм поражают, и рукотворным формам далеко до их бездуховного совершенства.
* * *
Но человек ощущает недостаточность природы и в художественной форме стремится обогатить ее материал драматизмом пластики своего тела и жертвенностью своего духовного образа.
14 мая, 2002. Швеция
* * *
Профессиональное творчество открывает
возможности духовного роста
Каждый человек ощущает свое несовершенство. В лучшие моменты жизни он стремится его преодолеть или, по крайней мере, подняться на более высокую ступень своего сознания созиданием пространства духовного в пространстве физическом пластических символов как в жизни, так и в искусстве.
В человеке меня всегда интересовало состояние преодоления себя, восхождения в момент художественного или духовного творчества, нравственного откровения…
Пластически в моих работах это состояние выражается по преимуществу движением антропоморфных форм диагонально вверх. Пружиной этого движения я вижу конструктивный принцип древнегреческого контрапоста фигуры, понятого как спираль («Ступени», 1987, бронза; «Вознесение», 1979, бронза, гранит; «MYSTERY», 1997–1998, гранит; «INFINITY», 2001–2011, гранит).
* * *
Духовные векторы в искусстве
Вертикаль — соотношение с Абсолютом.
Диагональ — порыв, несамодостаточность.
Горизонталь — смирение.
Спираль — цикличность.
* * *
Композиция и язык пластической идеи
Контрапост Распятия как состояние поникшего тела — вечный источник высшего типа пластики.
Пластика контрапоста — как принцип и пружина композиции всего произведения, развивающейся в пространстве спирали.
Пространством композиции может быть взаимодействие двух или нескольких спиралей (Открытие в «Башне» В. Татлина).
Спираль — универсальная, совершенная модель мироздания. Сердце — символ жизни — по современным представлениям состоит из одной мышцы в форме спирали. Отдельные участки этой мышцы, сокращаясь в спиралевидной последовательности, образуют сердечный цикл.
Последовательно сменяющиеся планы движения формы по спирали должны уводить взгляд зрителя за тело скульптуры в область мысленного представления ее скрытой части, создавая ощущение глубины пространства.
Органичность композиционного мышления в нашем творчестве соответствует характеру и степени естественности нашего поведения в жизни.
Духовные процессы также развиваются по принципу спиралевидного движения, поэтому в пластике оно может служить символом интеллектуальных и духовных свершений при сохранении сосредоточенности духовного делания во внутренней жизни.
В композиции, как и в жизни, события внутреннего мира человека иногда осуществляются одновременно и в одном и том же пространстве.
Иногда принципы композиции проявляются в произведении до их осознания. Т.е. осознание следует за интуицией. Если интуиция, опережая знание, проявляется первой, она определяется как откровение.
9 августа, 2010
* * *
Покой духовного созерцания — идеальное содержание произведения искусства.
* * *
Смысл творчества
Нельзя остановить мгновение, но его можно выразить в остановленном движении пластической формы.
Выразить как стремление к совершенству и тоску по его недостижимости, как фиксацию состояния в редкие высокие моменты жизни — экзистенцию «я» как творческий процесс созидания инобытия духовного опыта личности в Вечном Творении.
* * *
«INFINITY» — остановленное мгновение движения, которое длится вечно.
Валерий Евдокимов
2–30 августа, 2011 |