Статьи
Аннотация к персональной
выставке 1981 г.
О завершении и незавершенности
Краткая аннотация к
персональной выставке 1992 г.
Два пространства
Этика прекрасного
Конкурсный проект для
участия в работе Международных
мастерских Реколле в 2005 г.
  1. Авангард сегодня
  2. Гуманизированное
пространство
Способность просветлять
Движение диагонали
Творческое кредо
О неполноте творческого акта,
жертве и самосознании
в инобытии
Об искусстве и жизни
Кодекс пластики и пространства скульптурной композиции
Эволюция русской идеи
в изобразительном
искусстве XII–XIX веков
Русская идея в настоящем
и будущем
Статьи других авторов
Этика пластической формы
в скульптуре В.А. Евдокимова
Скульптура как иконический
опыт: к проблематике
художественного образа
Скульптура Валерия Евдокимова
Искусственная игра
Михаил Селезнев о Валерии Евдокимове
Олег Комов о Валерии Евдокимове
Петр Баранов о Валерии Евдокимове
Портрет — слияния форм
Фрагменты статьи Ольги Костиной
Фрагменты статьи
Сюзанны Серовой
Комментарий к эскизу памятника русскому философу В.С. Соловьеву
В поисках самого себя
С думой о времени
Духовное беспокойство
Mystery of Art. Сергей Орлов
Мастер. Валерий Малолетков
Академия художеств представляет…
Mystery of Art. Любовь Евдокимова
 

Троица. Андрей Рублев. 1411 год или 1425–1427.
Дерево, темпера. 142x114 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Андрей Рублев. Спас Вседержитель.
1410-е. Дерево, темпера.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эволюция «Русской идеи» в изобразительном искусстве XII-XIX веков
 

Национальная идея — это состояние сознания ее носителей. Она имеет свою динамику и в разные исторические периоды приобретает новые оттенки при сохранении основной отличительной черты — способности определенным образом реагировать на вызовы жизни. Одной из сфер, выражающих характер национальной идеи, является искусство, предоставляющее безграничные возможности для самопознания и определения приоритетов национального сознания.

* * *

Зрелое, имеющее не одну тысячу лет истории искусство Византии легло в основание изобразительной культуры Древней Руси, которая в качестве образцов получила шедевры высочайшего художественного уровня — иконописи, мозаики и фрески греческого христианства (Богоматерь Владимирская, XII в., ГРМ; Спас Нерукотворный, XII–начало XIII в., ГТГ; Богоматерь Великая Панагия — Оранта, 1114, ГТГ; апостолы Петр и Павел, XII – 1-я половина XIII в., ГРМ; мозаики и фрески Киевской Софии, XII в.).

Древнерусские мастера могли участвовать в создании этих шедевров в лучшем случае в качестве талантливых учеников, т.к. при отсутствии многовековой традиции эти образы не могли возникнуть ни в действительности, ни в воображении художника.

Символические и формальные совершенства Византийского канона, за редким исключением, были нагружены активным психологическим содержанием. Вот как описывает это состояние иконописного образа М.В. Алпатов: «В XII веке в икону проникает выражение мучительной двойственности — идея святости — это напряжение воли, взгляд искоса, суровость и печаль в очах». На первых порах это представление о святости служило примером для древнерусских иконописцев.

Постепенно талантливый ученик становился родоначальником нового качества наследуемой им великой изобразительной культуры, вобравшей в себя уникальный сплав древнерусского исповедания христианства и народного характера, позволивший ей в лучших своих проявлениях просветлять то, с чем суждено было соприкоснуться.

Иконописный образ есть отражение внутреннего мира иконописца. И только в редких случаях по глубине своего содержания икона может превосходить духовную личность ее написавшего и нести в себе черты мира выше человеческого, воспринимаемые как благодать.

Монашеский подвиг помогал раскрытию духовных потенций древнерусского иконописца для восприятия и передачи черт Высшего мира в написании образа.

Представление о подлинной святости возникло не сразу, а обреталось поколениями русских людей постепенно, в подчас жестокой исторической реальности через страдания и осознание трагической серьезности жизни, но без утраты по-детски чистого мирочувствия, чему свидетельство — мажорное цветовое богатство большинства дошедших до нас икон и фресок даже с учетом их изменения во времени. Этот уникальный диапазон душевного мира был гармонизирован святоотеческой мыслью и введен в обиход молодого христианского государства.

Византия одухотворила античность. Древняя Русь освободила Византийский канон от перегруженности психологическим содержанием, дав непревзойденные в мировом искусстве примеры просветления образа — лика.

Национальная идея в изобразительном искусстве, в буквальном смысле, олицетворяется ее носителем. Ее вершина — личность, которая вобрала в себя все наиболее ценные в представлении данной культуры черты характера на протяжении всего времени ее существования.

Искренняя вера в реальность чистого, не нагруженного страстями, идеального мира у русского человека того времени воплотилась в шедеврах древнерусского искусства, которое есть свидетельство зарождения, воплощения и, думается, вершина «Русской идеи».

С наибольшей зрелостью черты просветленной святости проявлены, надо полагать, в ликах икон А.Рублева, освобожденных от человеческих страстей этого мира и почерпнутых в столь очищенном виде из духовного созерцания (Звенигородский чин, «Троица»; ГТГ).

С разной степенью совершенства это новое содержание засияло в столичных и провинциальных примерах искусства иконописи.

Своеобразной формой просветления можно счесть совершенное чувство композиции русской иконы XIV–XVI вв. как отражение гармоничности внутреннего мира русского художника этого периода (Снятие с Креста, XIV в., ГТГ; Положение во Гроб — оплакивание, XIVв., ГТГ; Преображение Феофана Грека, ГТГ; иконы Дионисия «Распятие», Григорий Богослов, 1502, Алексий митрополит с житием в клеймах, ГТГ).

В XVI–XVII вв. замечательные примеры просветления образа были явлены в шитье для церковного богослужения, создаваемом в мастерских при женских монастырях, где, очевидно, дольше сохранялась атмосфера благоговения, позволявшая удерживать в себе состояние высокой духовной сосредоточенности и верное представление о святости как о божественном присутствии и постоянной внутренней молитве, передаваемое только языком канона, к этому времени уже вытесняемого из иконы объемным реалистическим изображением, проникавшим на Русь из европейского искусства (икона «Апостол Петр», шитье, вторая половина XV в., ГРМ; Покров «Кирилл Белозерский», 1514, ГРМ; Покров «Антоний Печерский», конец XV в., ГРМ).

Возрастающий интерес к экзистенциальному содержанию личности пробудил внимание к портретной живописи. Ограниченный каноном высокий образ изображаемого святого был недосягаем из сиюминутной жизни обычного человека и не всегда помогал перекинуть мостик в Горний мир. Зато несколько приукрашенный и парадный, но все-таки похожий портрет XVIII в. сохранял об изображенном память и даже начинал перенимать, особенно со временем, некоторые сакральные функции иконы.

В этом естественном и необходимом процессе неизбежно понижалось духовное содержание национальной идеи, вытесняемой практическим жизненным смыслом, по крайней мере, отчасти.

Преимущественным выражением «Русской идеи» в изобразительном искусстве XIX в. становится портрет.

Портрет — следующий после иконы жанр по потенциальной значительности и глубине содержания.

На протяжении XIX в. появляется серия портретов представителей русской мысли, осознающих трагическую сторону жизни и нравственное состояние общества как проблему внутреннего мира личности. Это в основном портреты «властителей дум» образованной части общества того времени, исполненные с неповторимым мастерством и поразительной глубиной образов, превративших эти произведения в сокровищницы смысла жизни, к которым, как к иконам, обращено вопрошающее внимание мыслящей личности (портрет А.С. Пушкина О.А. Кипренского, 1827; портрет Ф.М. Достоевского В.Г. Перова, 1872; портрет Н.С. Лескова В.А Серова, 1894; портреты И.Н. Крамского: Л.Н. Толстого, 1873; И.А. Гончарова, 1874; портрет П.М. Третьякова, портрет В.С. Соловьева, автопортрет).

В исторической перспективе открываются другие планы национальной идеи в монументальных полотнах «Царь Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1548 г.» И.Е. Репина, 1887, и «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова, 1887 — оба в ГТГ.

Фатализм исторического опыта становится заметной чертой национального характера в восприятии родного пейзажа и сцен народной жизни («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» И.Е. Репина, 1881–1883, ГТГ; «Владимирка», 1892, и «Над вечным покоем», 1894, И.И. Левитана).

Как птица «Феникс» уходящей эпохи обретений русского портрета, «Русская идея» с психологической точностью и живописным мастерством на грани возможного блеснула в пророческом портрете Николая II кисти В.Серова.

Его же небольшая картина со сценой из придворной жизни стала предтечей по колориту вершины русской живописи — монументального произведения «Заседание Государственного Совета» И.Е. Репина. Несмотря на репрезентативность, картина имеет неуловимый оттенок обреченности персонажей и облекает «Русскую идею» тех лет в напоминающее о высоких образцах иконы и превратившееся в символически изощренное сочетание красного и золота.

9 февраля – 3 марта, 2017

* * *

Национальная идея может иметь несколько определений в зависимости от того, в каком духовном, этическом, эстетическом или интеллектуальном аспекте и в какой исторический период она рассматривается. Она может быть выражена в совершенной художественной форме и иметь значение исторического задания, но с неполной реализацией в момент своего зарождения и созревания творческого гения народа. Национальная идея — это живое существо, имеющее нравственное измерение, может переживать свои взлеты и падения. Древнерусское искусство как духовный камертон «Русской идеи», своим звучанием удерживает достойное представление о будущем России.

Валерий Евдокимов
5 марта, 2017