Основная цель выставки — показать
работы, сделанные после 1981 года. К этому времени,
после первой персональной выставки, оказалось
возможным сделать некоторые наблюдения относительно
наиболее устойчивых интересов в своем пути художника.
Эти наблюдения позволили более осознанно подходить
к выбору тем и их решений, сосредоточивать внимание
на том, что ближе, понятнее, и, следовательно,
быть более искренним в своем творчестве.
А искренность — это сестра
мудрости, язык которой всегда обращен к реальной
жизни. Только ее образы могут выразить все богатство
оттенков отношений между людьми, и только в
лице человека мы можем почувствовать неисчерпаемую
глубину человеческой личности, и только такое
лицо становится нам близким. Так я подошел к
пониманию портрета как высшей задачи искусства.
Но понять — еще не значит овладеть. Постепенно
начал вырисовываться путь, по которому можно
двигаться, решая задачу, сформулированную в
конце аннотации к персональной выставке 1981
года. Здесь ее можно выразить несколько иначе:
непринужденность пространственного решения композиции
— инструмент пластического размышления и способ
включения образа в культурный и исторический
контекст. По существу, вопрос состоит не в том,
чтобы гуманизировать формальные завоевания современного
искусства, а в том, чтобы их использовать для
более адекватного выражения человеческого смысла
темы. Это одно из возможных объяснений пластики
пространства и формы представленных работ, а
также сближения их с линией реализма. Раздел
натурного этюда и портрета терпеливо ждет окончательного
приятия своего языка в структуру тематической композиции. Еще одна цель выставки — сопоставить
новые работы с более ранними, близкими им по
смыслу, обрисовать путь. Откровение смысла портрета
позволяет, как мне кажется, надеяться на более
содержательное осуществление этого пути.
Но это скорее перспектива.
Валерий Евдокимов
1992 г. |