Основная цель выставки - показать
работы, сделанные позже 1981 года. К этому времени,
после первой персональной выставки, оказалось
возможным сделать некоторые наблюдения относительно
наиболее устойчивых интересов в своём пути художника.
Эти наблюдения позволили более осознанно подходить
к выбору тем и их решений, сосредоточить внимание
на том, что ближе, понятнее и, следовательно,
стать более искренним в своём творчестве.
А искренность - это сестра
мудрости, язык которой всегда обращён к реальной
жизни. Только её образы могут выразить всё богатство
оттенков отношений между людьми, и только в
лице человека мы можем почувствовать неисчерпаемую
глубину человеческой личности, и только такое
лицо становится нам близким. Так я подошёл к
пониманию портрета как высшей задачи искусства.
Но понять - ещё не значит овладеть. Постепенно
начал вырисовываться путь, по которому можно
двигаться, решая задачу, сформулированную в
конце аннотации к персональной выставке 1981
года. Здесь её можно выразить несколько иначе:
непринуждённость пространственного решения композиции
- инструмент пластического размышления и способ
включения образа в культурный и исторический
контекст. По существу, вопрос состоит не в том,
чтобы гуманизировать формальные завоевания современного
искусства, а в том, чтобы их использовать для
более адекватного выражения человеческого смысла
темы. Это - одно из возможных объяснений пластики
пространства и формы представленных работ, а
также сближения их с линией реализма. Раздел
натурного этюда и портрета терпеливо ждёт окончательного
приятия своего языка в структуру тематической
композиции. Ещё одна цель выставки - сопоставить
новые работы с более ранними, близкими им по
смыслу, обрисовать путь. Откровение смысла портрета
позволяет, как мне кажется, надеяться на более
содержательное осуществление этого пути.
Но это скорее - перспектива.
Валерий Евдокимов
1992 г.