Жертва не может
быть духовной, она всегда материальна. Этимология
этого слова свидетельствует о таком его значении.
Нельзя пожертвовать духовным, его можно потерять.
Иногда мы как
бы жертвуем возможностью духовной жизни, но
если это жертва, а не падение, и поступок диктуется
не выбором более результативного пути (что не
есть Жертва), а этическими соображениями, то
она открывает в нас новые глубины более содержательной
духовной жизни.
Жертва может
быть только добровольной. Это всегда жертва
какой-либо частью своего существования, в предельном
случае - жизнью, которая понимается как ценность.
Поэтому жертвенное лишение всегда связано с
внутренней борьбой, с преодолением несовершенства,
страданием и духовным ростом.
Жертвуют меньшей
ценностью ради большей. Жертва жизнью - залог
вещего предчувствия обретения ценностей более
высоких, чем те что доступны были прежде. Очищающим
может быть переживание жертвы, приносимой другим
и за другого. Так проявляется искупительный
смысл Голгофы.
Жертва - это
то, что совершается ради другого... Иное понимание
жертвы- наследие языческой психологии. Наконец,
поступок может быть не столько утверждением
духовного развития, сколько его следствием.
Здесь жертва перестает быть жертвой, а действие
есть естественное выражение уже обретенного
состояния духа.
Валерий
Евдокимов
11 июля 1982 г.