Статьи
Аннотация к персональной
выставке 1981 г.
О завершении и незавершенности
Краткая аннотация к
персональной выставке 1992 г.
Два пространства
Этика прекрасного
Конкурсный проект для
участия в работе Международных
мастерских Реколле в 2005 г.
  1. Авангард сегодня
  2. Гуманизированное
пространство
Способность просветлять
Движение диагонали
Творческое кредо
О неполноте творческого акта,
жертве и самосознании
в инобытии
Об искусстве и жизни
Кодекс пластики и пространства скульптурной композиции
Эволюция русской идеи
в изобразительном
искусстве XII–XIX веков
Русская идея в настоящем
и будущем
Статьи других авторов
Этика пластической формы
в скульптуре В.А. Евдокимова
Скульптура как иконический
опыт: к проблематике
художественного образа
Скульптура Валерия Евдокимова
Искусственная игра
Михаил Селезнев о Валерии Евдокимове
Олег Комов о Валерии Евдокимове
Петр Баранов о Валерии Евдокимове
Портрет — слияния форм
Фрагменты статьи Ольги Костиной
Фрагменты статьи
Сюзанны Серовой
Комментарий к эскизу памятника русскому философу В.С. Соловьеву
В поисках самого себя
С думой о времени
Духовное беспокойство
Mystery of Art. Сергей Орлов
Мастер. Валерий Малолетков
Академия художеств представляет…
Mystery of Art. Любовь Евдокимова
 

Конкурсный проект для участия в работе
Международных мастерских Реколле в 2005 г.

 

2. Гуманизированное пространство

Формализацией пространства и материала авангардные течения первой половины ХХ века завершили интерес изобразительного искусства к видимому физическому миру как к главному сюжету произведения.

Новое открытие композиции строя иерархически ориентированных элементов художниками русского авангарда (Татлин, Малевич и др.) не было реализовано в искусстве следующих поколений.

Развитие идей авангарда к настоящему моменту завершилось акцией, перформансом, в которых проблема иерархической символизации пространства как принципа его организации практически осталась не затронута.

Прежний компас — религиозное мировоззрение — утрачен сегодняшним секуляризированным обществом, но потребность иметь такой компас осталась. Она заложена в человеке биологически и духовно.

Высоким примером гуманизированного, а точнее спиритуализированного (одухотворенного), пространства остается Храм. Спиритуализированное пространство Храма, его восходящие вверх формы поддержаны каноническими изображениями, пластически вторящими движению архитектуры.

Дефицит духовно-иерархически, символически выстроенного пространства сегодня продолжает ощущаться как в изобразительном искусстве, так и в архитектуре и требует внимания.

Проект ставит целью, в качестве первого шага на этом пути, ограниченную задачу — изменение существующего (конкретно или теоретически) интерьера с подчинением его пространства созданной и установленной в нем скульптурной композиции так, что ее пространственные и векторные характеристики находят отражение в новой архитектуре данного интерьера либо в создании архитектуры нового интерьера.

Предполагается нанесение на формы возникшего интерьера различных проекций скульптуры или проекций ее фрагментов. Измененные формы интерьера могут иметь геометрический и/или органический характер, а также взаимодействовать с уже имеющимися конструкциями, включая их в свою структуру.

Замысел проекта состоит в создании более комфортного восприятия эмоциональной и интеллектуальной составляющих центрального смыслообразующего произведения, чем это обычно бывает в условиях выставки или музея.

Возникающая ситуация может учитывать функциональные задачи помещения и стать его символом.

Скульптура и макет интерьера создаются как единый проект и как самостоятельные произведения. Возможно экспериментальное осуществление нового интерьера из легких материалов в натуральную величину.

Параллельно создается компьютерная версия проекта.

Валерий Евдокимов
Москва, июнь 2004 г.

 
Космос I. 1985. Шамот, бронза; высота 2,3 м