Статьи
Аннотация к персональной выставке 1981 г.
О завершении и незавершенности
Краткая аннотация к
персональной выставке 1992 г.
Два пространства
О жертве
Этика прекрасного
Конкурсный проект для
участия в работе Международных
мастерских Реколле в 2005 г.
  1. Авангард сегодня
  2. Гуманизированное
пространство
Способность просветлять
Движение диагонали
Творческое кредо
Статьи других авторов
Фрагменты статьи О.Костиной
Фрагменты статьи С.Серовой
Комментарий к эскизу памятника русскому философу В.С.Соловьеву
Фрагменты статьи
В.Перфильева
С думой о времени. И.Светлов.
Духовное беспокойство
Mystery of Art. С.Орлов
Мастер. В.Малолетков
Академия художеств представляет…. К.Карпова
Mystery of Art. Л.Евдокимова
 

Фрагмент статьи «Mystery of Art» для буклета

 

Все реалистические, фигуративные и абстрактные композиции, портреты, камерные, жанровые и монументальные работы скульптора объединяет одна тема – исследование жизни Духа, его поиски, рождение и обретение, преображающие человека, личность. Это единство категорического императива, лишенного творческих противоречий, совершенно очевидно как в работе над классическим портретом или этюдом-штудией, так и в монументальной скульптуре, абстрагирующейся от реальной «бытийности». Сакральный поиск «вечной духовной витальности» образа, объекта или темы определяет формальное и стилистическое решение произведения. Понимание и принятие этой позиции в искусстве Евдокимова, объясняет появление таких казалось бы стилистически различных монументальных работ как «Mystery» (Швеция) и «Памятник медицинской сестре в Великой Отечественной войне» (Химки, Московская область).

В станковой пластике с 1970-х годов Евдокимовым создан достаточно внушительный ряд композиций, в которых соединились элементы реалистического и нефигуративного искусства – «Ферапонтово», «Ступени», «Семья», «Собор», «Космос» и др. Эти композиции являются некой «квинтэссенцией» творческих принципов скульптора, его понимания языка современной скульптуры. Основа их композиционного решения - «пространство в пластике» и «пластика пространства» - форма, ритм, движение, взаимодействие плотности скульптурного материала и воздуха, окружающей среды. Скульптор постоянно исследует эти взаимодействия, использует их интравертные и экстравертные возможности («Концерт С. Рихтера», «Вознесение», «Беседа», «Cosmos» и др.), ищет некое «сакральное пространство» пластической композиции.

У В. Евдокимова практически нет статичных композиций, во всех работах художника присутствует мотив движения, полета, «парения»… Очевидно, что для его творчества эта пластическая, пространственная и эмоциональная кинетика является абсолютной доминантой в искусстве, его камертоном. В станковых, монументальных и графических произведениях прямо или опосредованно основой композиционной архитектоники становится мотив спирали. Физическая и виртуальная динамика этой геометрической модели создает пространственное и драматическое напряжение в композиции. В монументальной композиции «Infinity» движение, развивающееся по спирали, становится одновременно и темой и архитектурой произведения. Это пластическое решение так же присутствует в некоторых портретных работах и графических листах.

Художник совершает бесконечное путешествие из двухмерного пространства рисунка в трехмерное пространство пластики. Более ранние графические листы художника вполне академичны. В произведениях последних десятилетий мы видим ту же кинетику, которая присуща его пластике. Художник привносит в жанр классического искусства рисунка принцип мультипликации, фиксируя физическую, буквальную кинетику модели в пределах графического листа. Смыслом работы становится не изображение модели, а запечатленное движение.

Л.Евдокимова