Статьи
Аннотация к персональной
выставке 1981 г.
О завершении и незавершенности
Краткая аннотация к
персональной выставке 1992 г.
Два пространства
Этика прекрасного
Конкурсный проект для
участия в работе Международных
мастерских Реколле в 2005 г.
  1. Авангард сегодня
  2. Гуманизированное
пространство
Способность просветлять
Движение диагонали
Творческое кредо
О неполноте творческого акта,
жертве и самосознании
в инобытии
Об искусстве и жизни
Кодекс пластики и пространства скульптурной композиции
Эволюция русской идеи
в изобразительном
искусстве XII–XIX веков
Русская идея в настоящем
и будущем
Статьи других авторов
Этика пластической формы
в скульптуре В.А. Евдокимова
Скульптура как иконический
опыт: к проблематике
художественного образа
Скульптура Валерия Евдокимова
Искусственная игра
Михаил Селезнев о Валерии Евдокимове
Олег Комов о Валерии Евдокимове
Петр Баранов о Валерии Евдокимове
Портрет — слияния форм
Фрагменты статьи Ольги Костиной
Фрагменты статьи
Сюзанны Серовой
Комментарий к эскизу памятника русскому философу В.С. Соловьеву
В поисках самого себя
С думой о времени
Духовное беспокойство
Mystery of Art. Сергей Орлов
Мастер. Валерий Малолетков
Академия художеств представляет…
Mystery of Art. Любовь Евдокимова
 

«Mystery of Art»

Фрагмент статьи Любови Евдокимовой

 
Pieta #3. 1998. Бумага, сепия. 53x64 см
 

Все реалистические, фигуративные и абстрактные композиции, портреты, камерные, жанровые и монументальные работы скульптора объединяет одна тема — исследование жизни Духа, его поиски, рождение и обретение, преображающие человека, личность. Это единство категорического императива, лишенного творческих противоречий, совершенно очевидно как в работе над классическим портретом или этюдом-штудией, так и в монументальной скульптуре, абстрагирующейся от реальной «бытийности». Сакральный поиск «вечной духовной витальности» образа, объекта или темы определяет формальное и стилистическое решение произведения. Понимание и принятие этой позиции в искусстве Евдокимова объясняет появление таких, казалось бы, стилистически различных монументальных работ, как «MYSTERY» (Швеция) и «Памятник медицинской сестре в Великой Отечественной войне» (Химки, Московская область).

В станковой пластике с 70-х годов Евдокимовым создан достаточно внушительный ряд композиций, в которых соединились элементы реалистического и нефигуративного искусства, — «Ферапонтово», «Ступени», «Семья», «Собор», «Космос» и др. Эти композиции являются некой «квинтэссенцией» творческих принципов скульптора, его понимания языка современной скульптуры. Основа их композиционного решения – «пространство в пластике» и «пластика пространства» — форма, ритм, движение, взаимодействие плотности скульптурного материала и воздуха, окружающей среды. Скульптор постоянно исследует эти взаимодействия, использует их интравертные и экстравертные возможности («Концерт С. Рихтера», «Вознесение», «Беседа», «Cosmos» и др.), ищет некое «сакральное пространство» пластической композиции.

У В. Евдокимова практически нет статичных композиций, во всех работах художника присутствует мотив движения, полета, «парения»… Очевидно, что для его творчества эта пластическая, пространственная и эмоциональная кинетика является абсолютной доминантой в искусстве, его камертоном. В станковых, монументальных и графических произведениях прямо или опосредованно основой композиционной архитектоники становится мотив спирали. Физическая и виртуальная динамика этой геометрической модели создает пространственное и драматическое напряжение в композиции. В монументальной композиции «INFINITY» движение, развивающееся по спирали, становится одновременно и темой, и архитектурой произведения. Это пластическое решение также присутствует в некоторых портретных работах и графических листах.

Художник совершает бесконечное путешествие из двухмерного пространства рисунка в трехмерное пространство пластики. Более ранние графические листы художника вполне академичны. В произведениях последних десятилетий мы видим ту же кинетику, которая присуща его пластике. Художник привносит в жанр классического искусства рисунка принцип мультипликации, фиксируя физическую, буквальную кинетику модели в пределах графического листа. Смыслом работы становится не изображение модели, а запечатленное движение.

2008