Об авторе
Curriculum vitae
Участие в симпозиумах
Список работ в музеях
Список работ
в частных коллекциях
Монументальные работы
Публикации, телевидение, радио
Автобиография в духе
Художник и искусство
Творческий компендиум
Дополнение 2001 г.
Дополнение 2005 г
О памятнике
Ф.М.Достоевскому
О памятнике
медицинской сестре
 
Cosmos. 2002. Известняк, высота 220 см.
Крылатское, г. Москва
Дополнение 2005
Концерт А.Князева. 2004. Бронза, гранит, высота 84 см

Стремление увенчать личностным (этическим) началом эстетически значимое пространство произведения укрепилось после создания композиций «MYSTERY», «PIETA», «Дуэт. М.Воскресенский и А.Князев».

Такой опыт был накоплен раньше чем созрела мысль о необходимости присутствия иерархически высшего, определяющего строй, личностного начала в произведении («Pieta», 1990 г., шамот, «Концерт С.Рихтера», 1979 г., бронза, гранит).
Очевидно, интуиция опережает мысль. Понять интуицию в каждой следующей своей работе – понять перспективу своего творчества.

В композициях «Концерт А.Князева» (бронза, гранит, 2002 – 2004 гг.) и «Дуэт. М.Воскресенский и А.Князев» личностное начало проявлено как состояние медитации в музыкальном творчестве портретируемых. Глубина образов здесь зависит от художественных достоинств этих произведений, пластической выразительности портретов, пространственного и ритмического качества композиций и их соответствия теме.

---

Более энергичная, чем в молодости, сосредоточенная устремлённость духовного зрения, обретшего зрелость в испытаниях жизни (жизнью), подошедшей к финалу – таким мне видится В.С.Соловьёв на одной из последних фотографий (может быть последней). Она подсказала новый вариант решения памятника – бюста поэту-мыслителю (2003 г.).

После завершения композиций «MYSTERY» и «PIETA» я почувствовал возможность синтеза пластических идей этих работ. Так появились «Cosmos» и «Infinity». «Cosmos» (известняк, 220 см) – контраст статичной скорлупы-кокона и пластики отделяющейся антропоморфной фигуры. Работа создана на симпозиуме в Москве в 2002 г.

Над экспериментальным вариантом «Infinity» (гранит, высота 340 см) работа продолжается в Герлесборге (Швеция).
В этих проектах пришлось пожертвовать личностным началом ради пространственной логики композиции. Это чистая экспансия в космос, архетипическая интуиция, едва проявленная пластика человеческой фигуры в почти буквальном выражении идеи «восходящей кривизны пространства» (прецеденты: «Ступени», 1978 г., «Вознесение», 1980 г., и др.).

В строгом смысле слова личностное начало возможно в произведении искусства только при включении портретного материала.

Ритмическое дублирование форм и их контраст, как художественный феномен, исследуется более пристально, чем раньше, также в натурных рисунках с предчувствием выхода в скульптурную композицию с сохранением всего богатства неожиданных сочетаний и ракурсов.

Личностное начало нашло для себя выражение в портрете городского головы г.Москвы в 1886-1893 гг. Н.А.Алексеева (бронза, гранит, h – 55 см, 2004 г.) выполненного для конкурсного проекта памятника в Москве.

Натурные этюды «Наташа» и «Юля» вылеплены в Доме творчества им. Д.Н.Кардовского. Там же протекала работа над этюдом «Максим», натурной штудией для пластической составляющей проекта памятника…

Продолжаю записывать мысли в надежде лучше осознать свои интуиции, сделать их более зрелыми, открывающими перспективу творчества. Однако то, что происходит сегодня - остается главной ценностью. Представить себе настоящую жизнь мысленным взором из будущего, как прошедшую; увидеть ее в перспективе прошлого, чтобы лучше понять ее смысл.

На все надо смотреть взором из будущего... .

Июль - октябрь, 2005

 
Искренность утопична

Мои лучшие проекты неизбежно проходят стадию утопичности. Ее следы сохраняются в окончательных вариантах. На процесс вхождения композиции в ирреальность (помимо моей воли) и выхода из нее (не всегда) я трачу все творческие силы своей жизни. Мною движет стремление пространственно выразить главное чувство моей души, ее изгиб и мотив, образующие как бы призму, сквозь которую я вижу сюжет работы. Такое видение сближает меня с темой, превращает ее в личную. Иногда мне кажется, что мои проекты - некая форма сна, грезы, ухода от реальности. Правда, некоторые из них получают материальное воплощение, но часто это лишь вторжение зоны сна, фантазии в вещественный мир, за которое приходится платить.

И все это ради редких случаев понимания... .

Валерий Евдокимов
15 октября, 2005 г