Об авторе
Curriculum vitae
Персональные выставки
Произведения в коллекциях
музеев и галерей
Частные собрания
Монументальные
произведения
Участие в симпозиумах
Публикации, пресса,
телевидение, радио
Автобиография в духе
Художник и искусство
Творческий компендиум
Дополнение 2001
Дополнение 2005
Искренность утопична
О памятнике
Ф.М. Достоевскому
О памятнике
медицинской сестре
 
Cosmos III. 2002. Известняк; высота 2,2 м.
Крылатское, Москва
 
Дополнение 2005
 

Стремление увенчать личностным (этическим) началом эстетически значимое пространство произведения укрепилось после создания композиций «MYSTERY», «PIETA», «Дуэт. М. Воскресенский и А. Князев».

Такой опыт был накоплен раньше, чем созрела мысль о необходимости присутствия иерархически высшего, определяющего строй личностного начала в произведении («PIETA», 1990. Шамот; «Концерт С. Рихтера», 1979. Бронза, гранит).

Очевидно, интуиция опережает мысль. Понять интуицию в каждой следующей своей работе — понять перспективу своего творчества.

В композициях «Концерт А. Князева» (2002–2004; бронза, гранит) и «Дуэт. М. Воскресенский и А. Князев» личностное начало проявлено как состояние медитации в музыкальном творчестве портретируемых.

* * *

Более энергичная, чем в молодости, сосредоточенная устремленность духовного зрения, обретшего зрелость в испытаниях жизни (жизнью), подошедшей к финалу, — таким мне видится В.С. Соловьев на одной из последних фотографий (может быть, последней). Она подсказала новый вариант решения памятника-бюста поэту-мыслителю (2003).

После завершения композиций «MYSTERY» и «PIETA» я почувствовал возможность синтеза пластических идей этих работ. Так появились «Cosmos» и «INFINITY». «Cosmos» (известняк; высота 2,2 м) — контраст статичной скорлупы-кокона и пластики отделяющейся антропоморфной фигуры. Работа создана на симпозиуме в Москве в 2002 году.

Над экспериментальным вариантом «INFINITY» (гранит; высота 3,4 м) работа продолжается в Герлесборге (Швеция).

В этих проектах пришлось пожертвовать личностным началом ради пространственной логики композиции. Это чистая экспансия в космос, архетипическая интуиция, едва проявленная пластика человеческой фигуры в почти буквальном выражении идеи «восходящей кривизны пространства» (прецеденты: «Ступени», 1978; «Вознесение», 1980; и др.).

В строгом смысле слова личностное начало возможно в произведении искусства только при включении портретного материала.

Ритмическое дублирование форм и их контраст как художественный феномен исследуется более пристально, чем раньше, также в натурных рисунках с предчувствием выхода в скульптурную композицию с сохранением всего богатства неожиданных сочетаний и ракурсов.

На все надо смотреть взором из будущего...

Валерий Евдокимов
Июль–октябрь, 2005