Такова и одна из его последних композиций «Пьета» (1991). Художник не боится конкретности и даже известной иллюстративности в подаче образа; его библейская суть постигается через почти типический, вызывающий в памяти лучшие произведения на военную тему облик русской женщины. Но динамика работы, порожденная так любимыми мастером композиционно-конструктивными диагоналями, ее материал — теплый, пористый шамот, приглашающий зрителя к близкому контакту, ее какой-то «промежуточный», соотнесенный с человеком размер, — все это придает произведению современную окраску, определяющую его естественность в любой закрытой и открытой среде.
Широкий спектр реальных ощущений и переживаний характерен и для композиции «Память», созданной на пленэрном симпозиуме в Ясенках и являющейся, на мой взгляд, самой большой удачей скульптора (1988). В изяществе силуэта сидящей женской фигуры, в естественной цельности композиции, в музыкальности ее ритмов, в мягкости обработки камня, в соединении недосказанной камерности образа с его монументально-знаковой убедительностью проявляется эмоциональная и пластическая ненавязчивость, которая делает эту работу органичной любому пространству. 1992 |