Статьи
Аннотация к персональной
выставке 1981 г.
О завершении и незавершенности
Краткая аннотация к
персональной выставке 1992 г.
Два пространства
Этика прекрасного
Конкурсный проект для
участия в работе Международных
мастерских Реколле в 2005 г.
  1. Авангард сегодня
  2. Гуманизированное
пространство
Способность просветлять
Движение диагонали
Творческое кредо
О неполноте творческого акта,
жертве и самосознании
в инобытии
Об искусстве и жизни
Кодекс пластики и пространства скульптурной композиции
Эволюция русской идеи
в изобразительном
искусстве XII–XIX веков
Русская идея в настоящем
и будущем
Статьи других авторов
Этика пластической формы
в скульптуре В.А. Евдокимова
Скульптура как иконический
опыт: к проблематике
художественного образа
Скульптура Валерия Евдокимова
Искусственная игра
Михаил Селезнев о Валерии Евдокимове
Олег Комов о Валерии Евдокимове
Петр Баранов о Валерии Евдокимове
Портрет — слияния форм
Фрагменты статьи Ольги Костиной
Фрагменты статьи
Сюзанны Серовой
Комментарий к эскизу памятника русскому философу В.С. Соловьеву
В поисках самого себя
С думой о времени
Духовное беспокойство
Mystery of Art. Сергей Орлов
Мастер. Валерий Малолетков
Академия художеств представляет…
Mystery of Art. Любовь Евдокимова
 

В поисках самого себя

Фрагменты статьи Валерия Перфильева

 
Галатея. 2000. Бронза, гранит; высота 35 см
 

Успех сопутствует тому, у кого кроме профессионального мастерства и ремесленной выучки есть пластическая идея. Собственно, ее наличие и позволяет говорить об индивидуальности автора, его способности создавать запоминающиеся произведения.

Скульптор Валерий Евдокимов относится к числу тех, у кого такая пластическая идея есть. Поэтому пусть не покажется это кощунственным по отношению к автору, но В.Евдокимову неважно, на какую тему создавать произведение, будь то «Семья» (1977) или «Концерт С. Рихтера» (1979), «Пейзаж. Ферапонтово» (1979) или «Вознесение», «Мечта» (1985) или «Созерцание» (1988). Ибо основа его творческого метода определяется, по его словам, «предчувствием неизбежности свершения. Это предчувствие возникает... в момент создания работы... это ощущение очищения, перехода в мир свободного развития формы и таинственно влекущего пространства». И в основе этого, порой на уровне подсознания, лежит пластическая идея.

Характерно, что скульптор считает необходимым добавить: «Здесь не имеют значения абсолютные размеры пластики. А сюжет хорош постольку, поскольку помогает совершить приобщение к этому миру. Пространственная качественность бытия становится настоящим содержанием скульптуры или рисунка. Она-то и придает настоящую глубину теме и определяет место художника и в творческой, и в духовной иерархии. Ибо глубина образа недостижима без проникновения в освобождающий, целительный мир формы, без ощущения трансцендентности пространства в композиции и ее подробностях. Отсюда связь этического и эстетического».

Расчлененность форм его «Семьи» с плоскостным срезом фигур, словно взрывной волной отбрасываемых от центра и падающих со сдвинутой по горизонтали площадки — подставки, — наглядная аллегория разобщенности, символ трагичности распада, обобщенной формулы семьи. Скрытая динамика масс в этой работе и излюбленное В. Евдокимовым обыгрывание диагонали в композиции (достаточно вспомнить его «Вознесение» (1980), «Душа и тело» (1975), «Памяти Андрея Рублева» (1982), «Метаморфоза» (1987) и другие, с их активной динамикой диагонального построения) прекрасно демонстрируют содержательные признаки пластической идеи скульптора.

1997